Что же это за явление в истории нашего Русского Православия? Кто такие Староверы, Старообрядцы или Древлеправославные Христиане?

До 1654 года Русская Православная Церковь была единым монолитным организмом. В Христианской Православной Церкви священство и народ были едины в братстве во Христе. Но в 1652 году на престол русских патриархов по настоянию царя Алексея Михайловича был возведен митрополит новгородский Никон. Никон был человек огромной энергии и не меньших амбиций, гордый и честолюбивый. Став патриархом, Никон своим самовластием подорвал исконные устои соборности Христианской Православной Церкви. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон были обольщены заезжими гостями с востока, которые хоть и носили титулы православных иерархов, но из-за своего стесненного положения на родине вынуждены были стать униатами и агентами римского престола. Причиной этого было: завоевание Византии магометанами, которые обложили православных данью так, что православные христиане на востоке, чтобы сохранить хоть какую-то часть своей веры, должны были платить большой оброк. С другой стороны, лукавое, соучастливое, внешне братское заботливое отношение римского католического престола, который взял на себя печать богослужебных и вероучительных книг для православных братьев, в Венеции и Риме открыл школы-коллегии для восточных братьев на греческом языке, и частично материально поддерживал православных "братьев-бедолаг". И уж конечно, "кто платит, тот и заказывает". Так и случилось с восточными иерархами православной церкви. И эти, уже не свободные иерархи исполняли в России роль прокатолических агитаторов, но аккуратно и прикровенно, чтобы никто ничего сразу не понял. Русского царя осыпали льстивыми комплиментами и призывали освободить страждущих под магометанским игом братьев-единоверцев, при этом сулили место вселенского православного императора, а Никону - быть вселенским патриархом. От этих пламенных, приправленных лестью речей у царя и патриарха закружилась голова, "от радости в зобу дыханье сперло". И на это польстились честолюбивые царь и патриарх.

Убедившись, что русские царь и патриарх клюнули на эту приманку, греки применили древнюю стратегию "разделяй и властвуй". Для начала указали на несоответствия в чинопоследованиях и обрядах греческой и русской церкви. Хотя ранее приезжая в Москву, всегда восторгались благочестием , сохраненным у Русских Православных Христиан, о чем свидетельствуют записки архидиакона Павла Алеппского, сына антиохийского патриарха Макария. Но обольщенные царь и патриарх уже "глядели грекам в рот". И, почувствовав себя учителями веры, греки стали диктовать Никону и царю, что "нужно делать, чтобы осуществить заветную для них цель - стать во главе всего православного мира". Греки предложили исправить древний церковный чин и обряд на современный греческий лад. Ссылаясь на то, что все эти несоответствия придуманы русскими. Никон окружил себя сомнительными помощниками, такими как Паисий Лигарид "митрополит Газский", архимандрит Дионисий из свиты Лигарида, и опальный монах Арсений, грек по фамилии Сатановский, и стал безрассудно править, рассылая указы об изменении извечных православных обычаев, с младенчества окружавших на Руси жизнь каждого православного человека. Одними из первых указов такого рода было распоряжение об изменении двуперстного перстосложения при крестном знамении на троеперстное, и отмена земных поклонов в великий пост.

На первый взгляд, изменения были незначительны, однако двуперстие являлось и является древнейшим православным преданием, берущим свое начало от времени Самого Господа Исуса Христа и Его Апостолов. Оно, это двуперстное крестное знамение было утверждено во Вселенской и Русской Церкви, как единственно правильное. В двуперстном крестном знамении наиболее полно выражается символическое изображение учения христианской православной веры. Об этом свидетельствуют многочисленные древние реликвии, такие как статуя Св. Апостола Петра в Риме, которая датирована концом I века по Рождестве Христовом, и древние иконы, которые во множестве сохранились по всему миру. А также творение Св. Василия Великого (IV век), греческая кормчая "Педалион" (V век), житие Св. Мелетия Святителя Антиохийского, и творения преподобного Петра Дамаскина, и постановление Константинопольского собора 1029 года. Многие священнослужители, как Павел Епископ Коломенский, протопопы Аввакум Петров и Иван Неронов во всеуслышание говорили и писали: "что нам до того, что за семью морями кукишем крестятся". Но властолюбивый патриарх с сомнительными сотоварищами поставили свое мнение выше соборного разума Церкви. С помощью государственной силы запугав русских архиереев Никон и царь заставили их "страха ради смертна" поддержать реформу, вопреки мнению рядового духовенства и церковного народа. Это и явилось главной, да и, фактически, единственной причиной возмущения и последовавшего раскола Русской Церкви. Около семидесяти процентов населения Руси не поддержало реформу, как писали историки "ушло в раскол". Ситуация обострилась еще и тем, что Никон, ослепленный гордыней, совершил еще один безрассудный поступок - поссорившись с царем, бросил патриарший престол и удалился в свой Новоиерусалимский монастырь. В Церкви Русской стали хозяйничать все, кому заблагорассудится: бывший митрополит Газский Паисий Лигарид - тайный папский легат, лишенный священного сана своим иерусалимским патриархом и собором архиереев, и скрывший этот факт от русских властей. Позже царь все таки узнал, что Паисий самозванец, но от дел церковных Паисия не убрал.

Распри, безчинства, богослужебные безпорядки переполнили чашу терпения церковного русского народа. В 1666-1667 годах царем для наведения порядка в Москве был созван собор под руководством: афериста, бывшего митрополита Паисия Лигарида, антиохийского патриарха Макария и александрийского патриарха (оба патриарха тоже были лишены священного сана) и некоторых восточных и балканских архиереев. Собору был придан статус близкий к Вселенскому, это и сыграло свою роковую роль. Соборяне, осудив Никона за жестокость и честолюбие, лишили его сана патриарха, но признали реформу (потому что сами были ее творцами, имеется ввиду царь Алексей и восточные заезжие гости - "гастарбайтеры"). Соборяне при трусливом молчании русских архиереев (все еще помнили участь Павла Епископа Коломенского и ревнителей благочестия) предали проклятию все древние православные чины, а с ними и образ церковной жизни Древней Церкви. Вся богослужебная и обрядовая практика Русской Церкви предшествующих семи веков была объявлена еретической, под анафему и проклятия подпали и Святые: отцы Стоглавого Собора 1551 года, и все, кто крестился двуперстно, а это практически все Святые Вселенской и Русской Церкви. Отцы Вселенских Соборов все крестились двуперстно. Проклятие звучало так: "Кто крестился, крестится, и будет креститься двумя перстами да будет проклят с Иудою Искариотским и отлучен от Св. Троицы, древеса, камни распадутся, а клятва на таковых останется". Это очень похоже на заговоры, привороты и отвороты колдунов-чернокнижников. Даже лишенный Патриаршего сана Никон возразил им на это; "Что же вы, собаки, своих Святых-то проклинаете?!" Все Святые Русской Церкви, от княгини Ольги и князя Владимира до Анны Кашинской были прокляты на этом, по сути разбойничьем соборе, так как все они содержали те самые чины и верования, которые реформаторы объявили еретическими. Именно участники этого разбойничьего собора фактически учинили раскол в Русской Церкви. Но обвинили во всем ревнителей-исповедников апостольской правды и святоотеческой старины церковной, прикрепив надолго к ним клеймо "раскольники". Ведь "у сильного всегда безсильный виноват".

С этого момента Русская Православная, Апостольская, Святоотеческая Церковь и ее чада стали называться Древлеправославными Христианами, и была учреждена новая, отступившая и оплевавшая свою предшествующую историю Православная Господствующая, Греко-Российская Церковь, берущая свое начало с 1667 года. Заработал маховик инквизиционно-репрессивной машины, узаконенной отцами этого чудовищного собора. Долгих 256 лет длились гонения, жестокость которых была схожа с католической инквизицией!!! Духовенство и чада Древлеправославной Христовой Церкви, сохраняя Святоотеческое, исконное Православное исповедание веры, уходили вглубь лесов севера России, на Урал, в Сибирь, на Дон, Кавказ, и за границу. Таким образом и появилось Древлеправославное течение под названием Староверов и Старообрядцев.

Название "Старообрядцев" Древлеправославным Христианам было закреплено чиновниками имперской власти в XVIII веке. Сами же староверы называют себя Древлеправославными Христианами. Древлеправославие - это уникальное явление в среде Русского Православия. Это явление защиты и противостояния отступлению от Апостольского, Святоотеческого Православия. Его высекло из народной груди огниво бед и скорбей, обрушившихся на Русскую Православную Церковь. Следовательно Древлеправославные Христиане, Староверы, Старообрядцы - это герои духа, не убоявшиеся никаких гонений и инквизиций.

Дай и нам, Господи, безбоязненно и твердо следовать их путем, дабы войти узкими вратами в Царствие Небесное!

Статья подготовлена настоятелем Древлеправославного прихода города Красноярска протоиереем Константином Кауновым по материалам труда профессора С.А.Зеньковского "Русское старообрядчество".

Картина: Петр Евгеньевич Мясоедов, "Сожжение протопопа Аввакума"